Висячие сады – не новость в мире дизайна и флористики. Еще в средневековые времена в стены замков попадали семена растений. Прорастая, они образовывали миниатюрные висячие сады. Но сады, создаваемые дизайнером Патриком Бланом, стали настоящим прорывом в флористической индустрии.
Француз Патрик Блан, биолог и дизайнер-натуралист, прославился благодаря изобретению системы биологического декора «Вертикальные сады». Еще в детстве Блан экспериментировал с цветами, высаживая их на клумбах возле дома. Со временем он стал ученым, изучающим растения и минералы. Он окончил Парижский университет и работает в Национальном исследовательском центре уже 25 лет. Занимаясь изучением тропических лесов Малайзии и Таиланда, Блан увидел, что несколько тысяч растений укореняются и живут на скалистых склонах гор при минимальном количестве влаги, недостатке минеральных веществ и освещения. По аналогии он и создал вертикальные сады на стенах зданий множества городов.
Первой площадкой для экспериментов Блана стал его дом. Блан превратил его в кусочек тропических джунглей в сердце Парижа. Одноэтажное здание стало одновременно садом, лабораторией и коллекцией экзотических растений и даже животных (лягушек, ящериц, птиц).
Создание висячих садов Блана – дело несложное. К фасаду здания крепится металлическая рама, покрытая слоем полимерного войлока капиллярной структуры, именно по нему проходит вода и питательные вещества. В слой войлока и высаживаются семена и саженцы растений. Таким образом, висячие сады не нуждаются в почве. Такой метод выращивания напоминает гидропонику. Благодаря такой системе выращивания растений сады весят немного, 1 квадратный метр – около 30 кг, а толщина такой стены составляет несколько сантиметров.
Секрет создания висячих садов Блана в том, что он использует только подходящие для такого метода выращивания растения: в природе они растут на скалах или деревьях во влажном климате. Сверху он сажает светолюбивые виды, а снизу – теневыносливые. Питаются сады исключительно водой, насыщенной минеральными веществами, которая стекает вниз по стене, а затем собирается и снова возвращается наверх. То есть система работает автономно. Однако смысл садов не только в том, чтобы украсить голые стены домов. Они очищают воздух, улучшают микроклимат в городе и улучшают изоляционные свойства зданий, способствуя энергосбережению.
Почему же работа Блана (в отличие от стандартных способов озеленения плющом и виноградной лозой) стала настоящим садоводческим искусством? Дело в том, что Блан высаживает рядом десятки видов растений, создавая из них художественные композиции, картины тропических пейзажей. Только картины, созданные из цветов, еще и никогда не повторяются.
Подход Блана к озеленению стал революционным в современном декоре. Впервые он представил свою экзотическую живую стену на фестивале ландшафтного дизайна в Париже в 1994 году. Специалисты сразу увидели в ней начало новой тенденции в искусстве декора. Блан стал получать заказы на озеленение не только частных резиденций, но и жилых домов, отелей, ресторанов, магазинов по всему миру. К примеру, по просьбе архитектора Андре Путмана он оформил ресторан отеля Pershing Hall. После того, как Блан создал под его куполом каскад из папоротников, ирисов, гвоздик и бегоний, гостиница стала одной из самых популярных в Париже.
Сегодня Блан украшает своими вертикальными садами административные здания, музеи, бутики, гостиницы, офисы компаний во Франции, Таиланде, Индии, Бразилии, Японии, США. Самый грандиозный проект висячих садов он создал для музея Ке Бренли в Париже. Блан вырастил живой гобелен площадью 800 квадратных метров, на котором поместились 170 видов растений общим числом в 15 тысяч. И это для Блана только начало. Он планирует озеленить целый небоскреб в Куала-Лумпуре.
Блан считает, что его главная задача – озеленить город, сменить его серость и однообразность на природные краски, чтобы люди научились жить в гармонии с природой.